1. Студент Н. в контрольной работе по теме «Происхождение государства» допустил ряд ошибок. Найдите допущенные студентом Н. ошибки и исправьте их
Хотя многим людям государство кажется естественным институтом для организации жизни людей, на самом деле большую часть своей истории человечество благополучно обходилось без государства. Это был период родового и общинного строя, суровое время, которое французский философ Ж.Ж. Руссо, автор «теории насилия» характеризовал как «война всех против всех». Первые государства на Земле появились в во II тысячелетии до нашей эры в Древней Индии и Древнем Китае. Возникновение государства в этих регионах немецкий философ К. Витфогель объяснял необходимостью проведения масштабных ирригационных работ, требующих организации совместного труда огромных масс людей. Однако по мнению немецкого мыслителя Ф. Энгельса появление государства привело к возникновению институтов семьи и собственности, что вызвало раскол общества на антагонистические классы и борьбу между ними. Эта борьба должна завершиться уничтожением государства и утверждению нового общественного строя, основанного на отрицании всякой власти, который Энгельс и его друг и соратник К. Маркс называли «анархией».
2. Прочтите тексты. Соотнесите тексты с одной из теорий происхождения государства.
А) Начала государственности связываются не с насилием, а с поддержанием, организацией, налаживанием общего воспроизводственного дела. Главное – не перераспределение, не угнетение, не присвоение прибавочного продукта. Главное – отладка ритма, достижение оптимума работоспособности целого. На Востоке поиск, нащупывание такового (оптимума) обретал облик жесткого (диктаторского) единоначалия. Еще раз: не эксплуатация и экспроприация, а объективные нужды управленческого обеспечения воспроизводственного процесса (в данном случае ирригационного земледелия) лежат в основе государствообразования. Этатогенез крепится не на классовости, а на кооперативности, предполагающей обособление организационно-административного момента деятельности, поглощенного материализацией интересов целого. Поскольку регулирование земле- и водохозяйства по руслам рек отличается широтой пространственного охвата, восточная форма государственности не могла не быть жестко централизованной. Аналогично – характер правления. Поскольку координировать труд общинников (исходно все-таки общинников, а не рабов, как полагал Ленин) на больших территориях способна лишь сильная, проникающая власть, восточная форма государственности не могла не быть деспотически автократичной. Миниатюризация масштаба приложения административно-управленческого начала в социумах неирригационного типа деспотичность режима власти снижает.
Б) Но хотя люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки общества, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, все же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого... И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом - для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны сообщества от вторжений и захватов. А все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.
В) Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения,- общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени.
Г) Черты, в которых общества сходятся с органическими телами и расходятся со всеми прочими вещами, - черты, специально характеризующие органические тела, вполне подчиняют себе меньшие различия, различия эти немногим больше тех, которые отделяют одну половину органического царства от другой. Начала организации - одни и те же; различия же представляют только различия в применении этих начал. Этим оканчиваем мы общий обзор фактов, оправдывающих уподобление общества живому телу. Находящаяся в обращении масса питательных материалов в индивидуальных и социальных организмах, делаясь лучшей по качеству своих составных частей и более разнородной в своем составе по мере того, как возвышается тип устройства организма, прибавляет еще к этому типу в том и другом случае новый элемент, сам по себе непитательный, но облегчающий процессы питания. Мы разумеем в индивидуальном организме кровяные шарики, в социальном организме - деньги.
Поиск |
---|
Вход на сайт |
---|
Календарь |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |